All for Joomla All for Webmasters
Памятники культуры принадлежат народу, и не
одному только нашему поколению. Мы несем за
них ответственность перед нашими потомками.
Д. С. Лихачёв
Сообщить об угрозе памятнику

Годовщину смерти Кваренги предлагают отметить воскрешением Ляличей

«2 марта 2017 года весь мир будет вспоминать Джакомо Кваренги в связи с памятной датой — 200-летия со дня смерти великого архитектора XVIII-XIX веков, который приехал в Россию в 1780-м году по приглашению Екатерины II в возрасте 35 лет и всю оставшуюся жизнь связал с нашей страной вплоть до самой своей смерти в 1817-м году. Любовь этого незаурядного гения архитектуры к России выразилась во всех без исключения его проектах, в том числе, и в усадьбе графа Завадовского в Ляличах. Если каждый образованный человек знает Кваренги как автора проектов Александровского дворца в Царском Селе под Петербургом и Гостиного двора в Москве, то его авторство усадьбы в Ляличах продолжает уходить в забытье». Так начинается публичная петиция с призывом спасти от гибели остатки некогда роскошного дворцово-паркового ансамбля в Брянской области.

Она адресована Президенту РФ Владимиру Путину, премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, министру культуры РФ Владимиру Мединскому, а также региональным и районным властям.

Авторы напоминают, что летом 2011-го года в Ляличах началось было восстановление усадебной церкви святой Екатерины, которая была включена в список памятников общегосударственного значения еще в 1974 году, но не реставрировалась с тех пор ни разу. «Первоначально на проект реставрации объекта были выделены денежные средства из резервного фонда области, на которые были отремонтированы купола, кровля, заменены двери и окна здания. После этого на восстановление храма были выделены денежные средства из областного бюджета, а через год уже Министерство Культуры подключилось к этому проекту, выделив на эти же цели средства в рамках федеральной программы. По проекту должен был быть восстановлен первоначальный вид усадьбы, трехэтажного поместья с флигелями, старинного парка. Также на этом месте планировалось создание туристической инфраструктуры». Однако «уже к 2013-му году работы были свернуты, несмотря на выделенные средства. Церковь так и не была восстановлена».

А остатки усадебного дворца (см. заглавное фото), реставрация которых и не начиналась, исчезают на глазах. В августе 2015 года наш сайт рассказывал, как местные жители активно растаскивают их на кирпич.

«Сейчас и остатки дворца графа Завадовского, и церковь Святой Екатерины пребывают в крайне плачевном и разрушенном состоянии. Если немедленно не начать реставрационные работы, то наши потомки рискуют увидеть некогда один из самых величественных и грандиозных дворцово-парковых ансамблей только на сохранившихся фотографиях и картинах», — подчеркивают авторы петиции.

Они просят незамедлительно отправить в Ляличи «официальную комиссию по проведению оценочных работ для выявления необходимой для восстановления дворцово-паркового ансамбля суммы». Кроме того, необходимо «обратиться ко всем заинтересованным и неравнодушным компаниям и физическим лицам, кому небезразлична судьба усадьбы, по добровольному отчислению денежных средств в фонд по восстановлению великого шедевра Кваренги».

Досье (по материалам bryansk-museum.ru). Село Ляличи известно с 1654 г. В 1775 г. было пожаловано вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту графу П.В. Завадовскому.

В 1780-90-х гг. Завадовский осуществил в Ляличах по проекту Джакомо Кваренги, одного из лучших мастеров русского классицизма, строительство огромного усадебного комплекса, названного в честь благодетельницы «Екатеринодаром». Комплекс состоял из дворца с галереями и флигелями, различных хозяйственных и служебных построек, церкви Св. Екатерины и обширного пейзажного парка с летним дворцом, храмом-ротондой, всевозможными «затеями» и статуями. Своим великолепием Ляличи соперничали с дворцами Петербурга.

Сын графа П.В. Завадовского в 1812 г. продал ее семейству Энгельгардтов, затем она попала (в 1847 г.) в руки барона Черкасова, потом к помещику-художнику Атрыганьеву, затем к купцу Самыкову, а в нач. ХХ в. — к гомельским купцам Голодцам, при которых окончательно запустела, утратив многие садово-парковые постройки и убранство интерьеров дворца. После Октябрьской революции, когда здесь разместилась еврейская коммуна, позже преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла, процесс разрушения интенсивно продолжался; его довершила Великая Отечественная война.

Усадьба Ляличи получила статус объекта культурного наследия всероссийского (федерального) значения согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624.

К началу ХХI века из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей, (переделанный в конюшню) и церковь Св. Екатерины без перекрытий и внутреннего убранства. Огромный парк во многих местах вырублен и сильно запущен. В 1980-х гг. Институтом «Спецпроектреставрация» разработан проект восстановления усадьбы, предусматривающий восстановление дома-дворца, церкви и некоторых построек (архит. Л.С. Семенова).

Усадьба признается специалистами выдающимся памятником архитектуры и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Джакомо Кваренги.

Источник: «Хранители Наследия»