All for Joomla All for Webmasters
Памятники культуры принадлежат народу, и не
одному только нашему поколению. Мы несем за
них ответственность перед нашими потомками.
Д. С. Лихачёв
Сообщить об угрозе памятнику

«Архитектурный авангард»: в Брянске начинается сезон пешеходных экскурсий

Продлятся познавательные бесплатные путешествия по областному центру до осени. А закончатся квестом в одном из бежицких старинных домов. И презентацией всех семи маршрутов туристическим фирмам. Возможно, такие уникальные для жителей прогулки заинтересуют бизнес и вскоре их поставят на поток.

Пока лишь небольшие пилотные группы смогут лучше узнать родной город и иначе взглянуть на знакомые здания. Именно благодаря подобному историческому просветительству брянцы оценят места, в которых живут, уверена член Брянского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Евгения Ильченко. Тем более есть что показать.

Евгения Семёновна Ильченко

Досье АиФ:
Евгения Семёновна Ильченко родилась в Новосибирске. Окончила Брянский технологический институт (сегодня БГИТУ) инженером-строителем-технологом. Проработала 40 лет в «Брянскгражданпроекте» от рядового инженера до руководителя отдела. Председатель Совета ветеранов проектных организаций Брянска. Член фотоклуба «Брянская улица», краеведческого объединения при областной библиотеке, Брянского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Имеет ряд наград.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ РАСЦВЕТ

— Евгения Семёновна, как стали возможны такие экскурсии?

— Благодаря президентскому гранту, который выиграл проект «Сохраним вместе» от ВООПИиК. В его рамках вместе с архитектором Геннадием Крюковым мы создали электронную базу архивных материалов, касающихся градостроительной истории Брянска 1920-1980 годов. И передали её в областную библиотеку. Поскольку не только в Интернете много фейковой информации, даже нынешние книги по краеведению содержат ошибки и неточности. Нашей целью было создание фонда, способного поставить точку в этом вопросе и помочь жителям региона достоверно в нём разобраться. Мы продолжим пополнять информацию, но уже проделана огромная работа, и хочется поделиться обнаруженными интересными фактами. А потому я проведу две экскурсии: «Брянский архитектурный авангард», где речь пойдёт о конструктивизме 1920-30 годов, и «Творцы послевоенного Брянска» с их советским монументальным классицизмом, больше известном в народе как сталинская архитектура. Остальные экскурсоводы составили свои интересные программы на другие темы.

Строительство Дома Советов со стороны ул. Ленина (сегодня ул. Фокина), август 1925 г. Слева особняк Балухтина. Фото из архива.
Строительство Дома Советов со стороны ул. Ленина (сегодня ул. Фокина), август 1925 г. Слева особняк Балухтина. Фото из архива.

— Удивительно, из послевоенной разрухи выросли настоящие дворцы.

— Брянску повезло. Он попал в список 15 старинных городов Советского Союза, подлежащих первоочередному восстановлению. На него выделили средства, подключили лучших проектировщиков и архитекторов со всего государства. Прежде запустили государственную районную электрическую станцию (ГРЭС), чтобы дать людям тепло и свет. А потом приступили к благоустройству. Так до войны мосты через овраги отсутствовали, а в 1945 году наркомат обороны получил разрешение их наводить. И буквально за год появилось сообщение между разными частями города. Правда в 1959 году я переехала сюда 12-летней девочкой — ровесницей тех деревянных мостов, и они тогда уже сильно обветшали. Но позже, когда намывали дамбы, конструкции не разбирали, а использовали в качестве каркаса для укрепления.

Конечно, дамбы изменили климат города: овраги не проветриваются, проходившие там ручьи, питавшие Десну, исчезли. Однако утверждённым в 1946 году генпланом города предусматривалось устройство в Судках парков. А в районе Городища и вовсе предполагалось разместить ботанический сад.

УДАРНЫЕ ТЕМПЫ

— Но для начала принялись застраивать центр города, ныне исторический?

— Да, по генеральному плану 1946 года «главенствующими магистралями и площадями» города признали проспект Ленина, бывший тогда улицей Фокина, прилегающий к нему бульвар Гагарина, называвшийся раньше улицей Советской, улицу Фокина, а на тот момент Ленина, Калинина, а в то время III-го Интернационала, Горького или некогда улицу Васильева, Луначарского, Октябрьскую. А также площадь Дома Советов, известную сегодня как Театральная, и Карла Маркса.

В величественных классических формах не только строили новые, но и реконструировали в стиле «модернизированной классики», как говорил Шавырин, старые здания, например, драмтеатр. Нередко к разрушенным войной постройкам, изначально возводившимся на века, пристраивали дополнительные части и детали фасадов – коринфские колонны, портики, сандрики. Так основой для здания обкома ВКПб, которое ныне занимает областная Дума, стал стоявший на этом месте полуразрушенный Орловский коммерческий банк…

К сожалению, не всё успели реализовать, но основные архитектурные достопримечательности появились именно тогда. В первую очередь благодаря высочайшей градостроительной дисциплине, на уровне военной. Большую роль в ней сыграл организованный первым послевоенным архитектором Брянска Борисом Шавыриным процесс работы. Он руководил всем строительством и лично составлял архитектурно-планировочные задания. Примечательно, что такие документы он писал не официальным языком, а обосновывал как некий приятный для слуха роман-путешествие.

Восстанавливали город после войны истинные творцы, ответственно подходившие и к своей проектной деятельности, и к авторскому надзору. С некоторыми из тех выдающихся архитекторов мне посчастливилось поработать. Это Рафаил Рейшер, Афанасий Соломахин, Василий Городков, Юрий Тарабрин.

— А почему не все грандиозные замыслы удалось воплотить.

— Говорят, от финансирования готовых проектов для центральных улиц отказались в пользу других нужд. В частности, остро требовалось жильё. В конце 50-х мои одноклассники на втором Брянске ещё обитали в подвалах и землянках. А те, кого эвакуировали из Средней Азии, привезли с собой юрты, обложили их кирпичом или деревом, и ютились там, пока не получили комнаты в коммуналках. Для решения квартирного вопроса перешли к простым типовым зданиям.

В 1955 году постановлением Совета министров раскритиковали пышную архитектуру и взяли курс на экономию строительных материалов. От излишеств отошли в пользу потоковой индустриализации. Возвели завод крупнопанельного домостроения и силикатный. Так в начале 1960-х появились первые микрорайоны, тот же 311 квартал. Город ширился.

СОВРЕМЕННЫЕ КРАЙНОСТИ

— Как вы оцениваете брянскую архитектуру XXI века?

— Трудно сейчас найти здание, которое можно похвалить. Областной центр массово заселили торговые центры с их промышленной складской архитектурой. И типовые многоэтажки. Дом с часами сам по себе сложный и оригинальный, но он перекосил портерную площадь Партизан. Строительство выше её скульптурных групп не подразумевалось. Кстати, всю эту композицию создавали при мне. А наш преподаватель из Брянского технического института разработал состав бетона, позволивший в кратчайшие сроки и даже зимой возвести обелиск. Почти за 60 лет он не треснул и нигде не осыпался.

— Евгения Семёновна, пока у нас активно штампуют высотки, а памятники архитектуры стоят в руинах, как после бомбёжки. Их вообще реально спасти?

— Разрушенные особняки по бульвару Гагарина около помпезных светильников  монументальной лестницы выглядят особенно жутко. Вроде нашли фирму, которая возьмёт на баланс два дома. Но важно не потерять их после реконструкции. В Рязани, к примеру, бизнесмены грамотно возрождают целые старинные кварталы. От зданий оставляют фасад, а внутри их переделывают под квартиры, офисы или магазины. Причём наружную рекламу не вешают, обходятся аккуратными табличками под старину, обозначающими, что находится внутри. Нам стоит у них поучиться тому, как при желании власть находит общий язык с предпринимателями. А те, в свою очередь, достойно возрождают исчезающую историю.

Елена Дорошенкова

АиФ Брянск. 2008. №23. С. 3