All for Joomla All for Webmasters
Памятники культуры принадлежат народу, и не
одному только нашему поколению. Мы несем за
них ответственность перед нашими потомками.
Д. С. Лихачёв
Сообщить об угрозе памятнику

Советский районный суд Брянска вынес решение по делу о сносе усадьбы купца Баженова, которое начал рассматривать еще в июле 2018 года.

«Хранители Наследия» сообщали в те дни, как Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области защищало памятник архитектуры, который сносили на глазах у всего города:

«Снос дома Баженовых в Брянске начался в предпоследний день лета 2017 года… Как рассказывала местная пресса, громили памятник за глухим забором, а «чиновники администраций (районной и городской – Ред.) ничего не знают о происходящем и знать не желают».

Начальник отдела Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области Тамара Новикова рассказала тогда журналистам следующее: «Владельцем участка значится некая Татьяна Божко. Кто и на каких условиях продал это здание, были ли обременения, предупредили ли владелицу о запретах, надо разбираться. Вчера и сегодня наши сотрудники были на месте. Рабочие быстро свернули вещи и ушли. Они лишь взяли телефон наших сотрудников и сказали, что передадут его владелице здания. Она не позвонила. Как и где ее искать, неясно. Мы сделали все, что могли. Очевидно, теперь уже должны подключаться правоохранительные органы. Вчера, кстати, вызывали полицию, рабочие сказали, что прекратят уничтожение особняка».

Вот такая госохрана. Вышли на место, передали агрессору телефон, тот не перезвонил. «Сделали, что могли».

Неудивительно, что на следующий день снос продолжился – и вскоре усадьба Баженовых была полностью уничтожена.

Однако затем региональный госорган охраны наследия решил взять реванш в суде. И подал иск к собственнику «об обязании сохранить объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Баженова с флигелем»».

Итоги официально подвел Советский районный суд Брянска:

«Судом установлено, что нежилое здание (лечебный корпус с мезонином и холодной пристройкой), расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Калинина, д.152, является объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба Баженова с флигелем» и включено в перечень памятников архитектуры и градостроительства, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

В отношении указанного объекта было утверждено охранное обязательство по использованию объекта недвижимого памятника истории и культуры, которое предусматривает обязательство собственника принимать меры по сохранению объекта культурного наследия. В нарушение требований законодательства такие меры собственником объекта не приняты, что привело к его разрушению.

Решением суда от 21 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены.

Суд обязал ответчика осуществить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Баженова с флигелем» посредством его реставрации в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу».

Обратим внимание: мы имеем факт уничтожения охраняемого государством объекта культурного наследия – в чистом виде уголовная 243-я статья. А рассматривалось гражданское дело.

Если судить о произошедшем только по этому извещению суда, получится, будто собственник не принимал мер по сохранению объекта, от чего, то, видимо, и развалился.

А ведь весь Брянск видел, как одно из самых старинных, конца XVIII века, его зданий крушат строительной техникой.

Местные СМИ сообщают подробности: собственница Татьяна Божко в суд не явилась. Ее адвокат утверждал, что она не знала о культурной ценности здания, но госорган охраны наследия представил доказательства обратного. Восстанавливать усадьбу владелица не собирается и «намерена подать апелляцию во все необходимые инстанции».

Наши вопросы к брянским правоохранительным органам: почему собственник, уничтоживший охраняемый объект культурного наследия, не сидит на скамье подсудимых? Почему его «приговаривают» к двум годам, в течение которых нужно восстановить памятник архитектуры, а не к уголовному наказанию? Почему по итогам уничтожения памятника слушается гражданское, а не уголовное дело?

И наш ответ: подобное ласковое «возмездие» вандалам только подстрекает остальных следовать их примеру. Сноси что и где хочешь, только не забудь отложить немного на адвокатов.

Источник: Хранители Наследия