Печальная новость пришла из Нижнего Новгорода. На 78-м году жизни скончался Почётный архитектор России Александр Алексеевич Зеленов.
Памяти выдающегося зодчего эпохи Советского Модернизма, внесшего значительный вклад в градостроительную среду Брянска посвящена статья Е. С. Ильченко, опубликованная в газете «Брянский рабочий».
Брянское региональное отделение ВООПИиК выражает соболезнования семье, друзьям и близким Александра Алексеевича.
«МАСТЕР АРХИТЕКТУРЫ.
Ушел из жизни Александр Алексеевич Зеленов, мастер архитектуры, оставивший заметный след в градостроительной истории Брянска и обогативший облик областного центра уникальными зданиями и комплексами.
Родился Александр Алексеевич в городе Горьком (теперь Нижний Новгород) 7 марта 1942 года. Выбрав профессию архитектора, в 1973-м окончил архитектурный факультет Горьковского инженерно-строительного института им. В.П. Чкалова. А в 1974 году по направлению приехал на работу в Брянск в головную проектную организацию жилищно-гражданского строительства области – проектный институт «Брянскгражданпроект».
В конце 1970-х начинается реализация проекта детальной планировки центра Брянска (так что приезд молодого архитектора был как нельзя кстати). Вместо ветхих деревянных домов на проспекте Ленина, напротив цирка, начинают возводить жилые и общественные здания. Главным архитектором проекта (ГАП) 130-квартирного жилого дома на проспекте Ленина назначается А.А. Зеленов. По замыслу автора дом, расположенный на главной магистрали города, должен был иметь представительный вид. Проектом была предусмотрена отделка главного фасада лицевым кирпичом, что удачно «рифмовалось» с рядом стоящим зданием областной санэпидемстанции. Но… вмешалась пресловутая экономия строительных материалов (такова была эпоха архитектуры «без излишеств») – вместо облицовки была утверждена штукатурка, что значительно снизило архитектурную привлекательность здания. Конечно же, это обстоятельство очень огорчало молодого архитектора. Кстати, в 1980-е все проекты наиболее значительных для города объектов рассматривались на техническом совете при первом секретаре обкома КПСС А.Ф. Войстроченко.
В эти же годы Зеленов приступает к проектированию здания областного краеведческого музея на площади Партизан. В процессе работы над проектом архитектор посетил немало городов СССР, знакомясь с архитектурой музейных зданий. Одним из них, вдохновивших автора, был Музей-памятник защитникам перевалов Кавказа в годы Великой Отечественной войны.
Вот что рассказывал в 1976 году А.А. Зеленов о будущем здании музея корреспонденту «Брянского рабочего»:
– Как и предусмотрено генеральным планом, новое здание музея будет расположено на площади Партизан и вместе с памятником партизанам и воинам явится градостроительным звеном, замыкающим главную магистраль центральной части города – проспект Ленина. Перед автором проекта стояла задача найти такое архитектурное решение, которое бы не вошло в противоречие с существующим скульптурным комплексом и – более того – придало бы новое звучание всему ансамблю площади. Панно на главном фасаде музея, отображающее славную историю Брянщины, мощение площади перед зданием и другие средства призваны объединить различные объекты в единый градостроительный организм с доминирующим положением памятника партизанам и воинам.
Через низко расположенный вход, ассоциирующийся со входом в блиндаж или партизанскую землянку, посетители музея попадут в просторный вестибюль, затем по широкой парадной лестнице поднимутся на обширную промежуточную площадку, выполняющую роль вводного зала. Отсюда после обзорной лекции экскурсанты направятся в просторные выставочные залы второго этажа, предназначенные для отделов природы и дореволюционной истории. Максимальное остекление второго этажа зрительно свяжет внутреннее пространство с окружающей средой, а эксплуатируемая кровля первого этажа расширит площадь экспозиционных залов. Кстати сказать, общая полезная площадь этих залов составит 2500 квадратных метров.
На третий этаж, где разместится отдел истории советского общества, ведут консольные, как бы парящие в воздухе лестницы. Огромный по площади зал этого этажа освещается через витражи в торцах здания, а центральная его часть – верхним светом, проникающим через зенитные фонари.
Важной особенностью нового здания музея является минимальное количество внутренних опор и капитальных перегородок, что позволяет гибко организовать внутреннее пространство, трансформируя по мере необходимости те или иные разделы экспозиции».
© Ильченко Е. С. Мастер архитектуры // Брянский рабочий. 2019. 10 октября. (№4). С. 12